Как херсонцы отмечали праздники в XX веке

Можно подумать, что в XX веке наши предки скучно отмечали праздники, однако если анализировать информацию, которую писали старые газеты, то становится ясно, что это не так. На самом деле от Рождества до Пасхи жители Херсона устраивали конкурсы, запускали салюты и многое другое. На khersonka.com мы совершим экскурс по этим старым страницам и окунемся в атмосферу города столетней давности.

Стрельба на Рождество и Крещение

Оказывается, корни современных новогодних салютов следует искать в далеком прошлом. Херсонские газеты писали, что жители города очень любили громкую праздничную стрельбу. Однако делали они это не в канун Нового года, который отмечали достаточно скромно и в семейном кругу. Настоящую канонаду они устраивали на православные праздники.

Естественно, добропорядочные граждане страдали от гуляний, но они все же продолжались. Ежедневно в преддверии религиозных торжеств в газетах появлялись разного рода публикации. Например, в «ЮГ» писали, что херсонский полицмейстер напоминает горожанам о том, чтобы те не стреляли в городе и вовсе отказались от обычая производить стрельбу во время рождественских праздников. Однако ни объявления подобного характера, ни действия полиции, которая привлекала к ответственности нарушителей порядка, искоренить этот обычай не смогли. А пресса и дальше продолжала сообщать о травмах и увечьях, полученных во время запуска праздничных салютов.

Забавы бедных и богатых на Масленицу

Уж очень сильно херсонцы любили масленичные забавы. В предшествующую Великому посту неделю в городе проходили общественные и благотворительные балы, маскарады. Куда интереснее были программы. Конечно, посетить их могли не все, ведь за вход приходилось платить. Бедняки веселились несколько иначе. Народным местом гуляния служили Арнаутская и Запорожская улицы на Забалке. Обычно празднование Масленицы длилось целых три дня – с пятницы по воскресенье. Здесь каждый что хотел, то и делал, а спиртное текло рекой. Неизменными персонажами «хмельного» забалковского маскарада, смешившие публику были Янкель в руках с цветастым зонтом и Капан с кнутом. Помогал им Цыган с Медведем. Толпа, одетая в разные маски и костюмы, довершала картину. Полиция ежегодно пыталась прекратить этот «маскарад», но попытки заканчивались провалом.

Верба бьет, а полиция арестовывает

После Масленицы начинался Великий пост, заканчивавшийся Вербным воскресеньем перед Пасхой. В этот период полиция не сидела без работы, а колесила городом. В день освящения вербы ее брали в руки и били по спине друг друга, проговаривая: «не я бью, а верба бьет». Молодежь умудрялась в шутку избивать вербными ветками проходящих. Тогдашние власти считали, что этот обычай кощунский и поэтому настоятельно рекомендовали полиции задерживать виновных и привлекать их к ответственности. Об этом писала местная газета «Родной край» за 1909 год. 

Чистый четверг и светлая Пасха

Накануне пасхальной недели многие херсонские общества собирали средства на подарки бедному населению. Кроме пожертвований горожан в этот фонд поступали средства, собранные от проведения разных лотерей.

В четверг накануне Пасхи херсонцы совершали обряд, который не имел ничего общего с христианством. На рассвете в этот день люди купались, кто в реке, кто просто обливал себя холодной водой, веря в то, что эти действия принесут им крепкое здоровье. В предшествующие дни Пасхе увеселительные мероприятия были запрещены, закрыты биоскопы и театры. Спиртное не производили в пятницу Страстной недели и первый день Пасхи. Соответственно в эти дни не работало ни одно питейное заведение. 

И наконец, когда наступал самый главный христианский праздник, то чинный люд под звон колоколов радостно спешил на праздничное богослужение. В первые три дня Пасхи разрешалось всем желающим подниматься на колокольни церквей и трезвонить в колокола. Завершалась неделя днем поминовения усопших. На кладбищах было всякое, драки, ссоры даже несмотря на то, что все контролировала полиция.

....